На главную сайта На главную форума
Меню сайта

Категории раздела
Ночи Кабирии [5]
Джан [5]
Метафизичная история в духе японских классиков
Бедная Лиза [1]

Мини-чат

Наш опрос
Лучший, на ваш взгляд, спектакль Сигаловой
Всего ответов: 15

Главная » Статьи » Критика и отзывы » Джан

Мрак народа

Режиссер Роман Козак и хореограф Алла Сигалова решили пересказать повесть Андрея Платонова, возможно, самым верным методом. Ежели уж переводить эту прозу в действие, то удобней всего — на язык пластических образов. Другое дело, что в спектакле "Джан” этот язык удручающе беден.
Нельзя, вообщем, огласить, что спектакль, сыгранный на тесноватой сцене филиала Театра им. Пушкина, не передает настроения, а частично даже ритма и страсти платоновской прозы. Но он, естественно, меняет ее масштаб и ведает пусть похожую, но все-же другую историю.
Назар Чагатаев, основной герой повести, выручает от вымирания вымышленный народец, называющий себя "джан” (что по-туркменски значит "душа, которая отыскивает счастья”). Один из почти всех вариантов платоновской утопии, этот сюжет прошит мерцающей любовной линией и, в отличие от наиболее именитых и ужасных "Котлована” либо "Чевенгура”, дает хорошие способности для лирической аранжировки — чем, возможно, как раз и привлек Романа Козака и Аллу Сигалову. Их "Джан” — не пластический эквивалент немыслимого синтаксиса Андрея Платонова, а быстрее попытка перевести его прозу на доступный язык танцевальной love story. Неувязка в том, что персональная любовь возможна у Платонова лишь как часть всеобщего грядущего счастья, и поэтому ради скорого пришествия коммунизма обязана быть не только лишь отсрочена, да и переадресована: к примеру, как в "Джан”, от мамы к дочери, в которой грядущего заранее больше. Роман Козак и Алла Сигалова точно ощущают, что воспаленный и сразу целомудренный платоновский эротизм имеет отношение не столько к персональному, сколько к "коллективному” телу. Но переносят это коллективное тело из места утопии в место архаики, где людская чувственность еще не выделена из мира природы, где "женское” — это, фактически, природа и есть.
В практическом театральном смысле таковой поворот сюжета нужно осознавать как бенефис танцовщицы Аллы Сигаловой, чья роль в программке обозначена местоимением "Она”. Это и беременная Вера, которую встречает в Москве Назар Чагатаев, и ее дочь Ксеня, и древняя мама Назара Гюльчатай, и девченка Айдым из народа джан. А еще "Она” — и колючка в степи, и орел, напавший на умирающего от голода героя, и верблюд, чьим мясом было тяжело питаться Назару, так как "это печальное животное тоже казалось ему членом человечества”. И вроде бы отлично ни работал играющий Назара Александр Матросов, и сколько бы ни менял глас, одежду и выражение лица Илья Барабанов, единолично изображающий весь люд джан, на малеханькой сцене, застеленной восточными коврами, энергетическим центром постоянно оказывается Алла Сигалова с яростно пылающими очами и постоянно экзальтированной пластикой.
Верблюд ли, скрюченная старуха либо даже сухое перекати-поле в ее выполнении преобразуются в сгустки энергии, которая, кажется, никак не может отыскать четкое пластическое выражение. Фантазия хореографа Аллы Сигаловой очень очевидно уступает ее темпераменту, и оттого все различные проявления женской природы сводятся в спектакле к двум образам, которые создателями навряд ли думали. Когда Сигалова указывает эротическую сцену, кажется, что ее задачка — изобразить то самое мифическое существо, которое в Средние века именовалось суккубом, воспринимало женское обличье и, являясь по ночам монахам, соблазняло их на что-нибудь богопротивное. В других же сценах существо это представляется болезненным видением, которое являлось учителю Передонову из романа Сологуба "Мелкий бес” и именовалось недотыкомкой. Но быть может, яростная Алла Сигалова так и желала: перевоплотить платоновскую утопию в однообразное дурное наваждение. Чтоб на этом фоне истинной мечтой казалось обычное человеческое счастье, обретенное Назаром в финале, когда он ворачивается в Москву, чтоб держать за руку молодую Ксеню и кататься с ней на трамвае.
Категория: Джан | Добавил: Carole (17.02.2010)
Просмотров: 601 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск


Rambler's Top100Сайт Нины Бенуа
Copyright MyCorp © 2020
Форум об Алле Сигаловой