На главную сайта На главную форума
Меню сайта

Категории раздела
Ночи Кабирии [5]
Джан [5]
Метафизичная история в духе японских классиков
Бедная Лиза [1]

Мини-чат

Наш опрос
Лучший, на ваш взгляд, спектакль Сигаловой
Всего ответов: 15

Главная » Статьи » Критика и отзывы » Ночи Кабирии

Феллини не ночевал в "Ночах Кабирии"

В Театре имени Пушкина проявили премьеру спектакля "Ночи Кабирии" в постановке Аллы Сигаловой на музыку Раймонда Паулса. От умнейшего кинофильма Федерико Феллини в спектакле практически ничего, не считая сюжетной канвы, не осталось. Ведает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.
Сидя на спектакле, всегда ждешь, когда же Федерико Феллини, Джульетта Мазина и Нино Рота начнут мешать режиссеру и хореографу Алле Сигаловой, играющей Кабирию юный актрисе Александре Урсуляк, маститому композитору Раймонду Паулсу и вообщем всему Театру имени Пушкина, поставившему на афишу заглавие "Ночи Кабирии". Ведь смотря на эту афишу, поневоле качаешь головой и цокаешь языком: какая наглость, да как это они осмелились тягаться с фильмом? А на спектакле – вроде ничего. Вот начинается какая-то сцена, и сходу вспоминаешь, как же это было в кинофильме. Вздохнешь сладко – ой как гениально! – и смотришь для себя далее. Кинофильм живет в памяти сам по для себя, спектакль идет сам по для себя. Театр ушел чрезвычайно далековато от синематографического первоисточника.
Уже с первых тактов спектакля из борьбы выбывает Нино Рота. Раймонд Паулс в сегодняшнем его качестве мелодиста никакой суровой конкуренции итальянцу составить не может. И вообщем Алла Сигалова подложила латышскому мастеру эстрады другого конкурента: одна из сцен первого деяния идет под "Путников в ночи" Синатры. Выходя из зала в антракте, напеваешь под нос конкретно ее, а мелодии государя Паулса в одно ухо влетают, а из другого немедля вылетают. На месте создателя "Миллиона красных роз" вообщем мог оказаться кто угодно. Так как принципиально было для спектакля не столько качество музыки и музыкальная драматургия, сколько жанровый прием – герои "Ночей Кабирии" весь спектакль напролет поют. Как поют? Ну, ужаснее, чем можно было бы востребовать от актеров театра оперетты, но лучше, чем можно было бы ждать от обыденных драматических актеров.
Ясно, что музыкальный строй спектакля становится доп отстраняющим фактором как от сценария, так и от кинофильма Феллини. С иной стороны, музыкальная стихия еще поближе хореографу Сигаловой, чем драматическая. Стоит говорить, что каждому из персонажей она подарила острый пластический набросок, а некие эпизодические проходы лишь ради пары соответствующих телодвижений и придуманы. Двигаться героям спектакля предстоит много, и для этого у их довольно места: живописец Александр Орлов раздел сценическую коробку Театра Пушкина до неглиже задней стенки и установил на подмостках крутящийся наклонный помост-круг, напоминающий цирковую арену. Прочь и от пыльных проселков римских окраин, и с платановой аллейки виа Венето. Действие истории о поруганной доверчивости перенесено в парижский кафешантан – туда, где море огней, где горят гирлянды лампочек и где всем заправляет пошловатый конферансье.
Но это тоже только на 1-ый взор. По сути перенесено оно еще далее – в вывернутый наизнанку клоунский гротесковый мир. Проституцией, кстати, в спектакле Сигаловой не пахнет, даром что в ее "Ночах Кабирии" есть целая песенка о том, что бесплатная любовь – выдумка скупердяев. Но сама мысль торговли плотью плохо смешивается с разноцветными всклокоченными париками и пестрыми арлекинскими костюмчиками. У основных героев спектакля нарисованные, набеленные лица и повадки не то коверных, не то уличных комедиантов. (Так что ежели уж вспоминать что-то из наследия Феллини, то до этого всего приходят на разум не "Ночи Кабирии", а "Дорога".)
Фактически, и финальное воодушевление героини имеет у Сигаловой иную, чем у Феллини с Мазиной, смысловую окраску. Но до этого нужно серьезно похвалить Александру Урсуляк. "Ночи Кабирии" без неплохой Кабирии – это еще ужаснее, чем "Гамлет" с негодным Гамлетом. Огромную часть спектакля госпожа Урсуляк точно и профессионально выполняет набросок роли, что само по себе тоже много. Время от времени она незначительно похожа на Буратино, лишь без носа, время от времени припоминает затравленного волчонка, сорванца. В ней не видно душевного трепета, но тем она только увеличивает ставки собственных финальных сцен. Не сыграла бы финал – все пошло бы прахом совместно с цирком, Паулсом, танцевальными номерами, фокусником, киноэкраном и иными атрибутами музыкального шоу. К счастью, актриса справляется. Угловато-жалкая и истерзанная надеждами Кабирия одолевает свою маску. В общем что там долго обрисовывать: хоть какой человек, понимающий на своем опыте, что значит наконец-то предложить другому всего себя и обмануться, на работу Александры Урсуляк, наверняка, откликнется.
Героиня Мазины в финале со слезами выходила из темного леса (в прямом и переносном смысле) на дорогу жизни, настоящие люди опереждают ее и увлекают собственной обычный, обаятельной витальностью. В спектакле Театра имени Пушкина Кабирия ворачивается обратно в цирк (в кабаре, в театр, как угодно), к бархатному занавесу, другими словами все-же в мир иллюзий и обманчивой иллюминации. И чтобы публика не очень уж обливалась слезами оптимистического умиления, в спектакле предусмотрен досочиненный бессловесный персонаж – блуждающая тенью меж эпизодами дама с аккордеоном. Кого играет Инна Кара-Моско, тяжело огласить,– или постаревшую и бросившую плясать Кабирию, или просто прохожую, которой в жизни не осталось ничего, не считая как брести с тяжеленным инвентарем неведомо куда.
Категория: Ночи Кабирии | Добавил: Carole (13.02.2010)
Просмотров: 942 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск


Rambler's Top100Сайт Нины Бенуа
Copyright MyCorp © 2020
Форум об Алле Сигаловой